Главная Вопросы ГАИ
Новости Полезное
Авто-базар Закон
Новые авто Каталог предприятий
Автосалоны
Обучение ПДД Тест-драйв
RSS-новости RSS-вопросы ГАИ
   

Полезное
Главная / Полезное

Ликбез по правам водителя и инспектора ГАИ (Часть 2)



 

ЧАСТЬ 1

Основания для отправки авто на штрафплощадку

Могут ли гаишники забрать машину на штрафплощадку при повреждениях кузова (вмятины, царапины и т.п.)? За что вообще имеют право задержать автомобиль?
Забрать машину могут за управление автомобилем в нетрезвом состоянии
За незначительные повреждения кузова отобрать автомобиль не могут, поскольку со вмятинами и царапинами пользоваться машиной не запрещено.
В Кодексе про административные правонарушения (ст. 265-2) приводится перечень нарушений, за которые работники ГАИ имеют право временно задержать транспортное средство.
Гаишники могут забрать машину на штрафплощадку за следующие нарушения (ст. 121, 121-1, 126, 130, 132-1, 206-1 этого же Кодекса):
техническая неисправность, при которой согласно п. 31.3 ПДД эксплуатация автомобиля запрещена
номер кузова не соответствует номерам в документах
управление транспортным средством без требующихся документов
управление автомобилем в нетрезвом состоянии
Работники ГАИ не имеют право удерживать автомобиль на штрафплощадке больше трех дней. Оплата за пребывание машины на штрафплощадке фиксированная и регулируется законодательством: 18 грн в первый день и 10 грн за каждый последующий.

Как ГАИ отбирает машины за неуплату штрафов

Гаишники отгоняют на штрафплощадку машины водителей, которые не оплатили штраф вовремя, или же оплатили, но не занесли квитанцию в ГАИ.
Задерживать ТС, если владелец не уплатил штраф вовремя – незаконно
Прецеденты, когда автомобили за неуплату штрафов в срок задерживают на штрафплощадки, отмечены в Киевской, Днепропетровской и Черниговской областях Украины, пишет Автоцентр.
Неприятности возникают, когда водители проезжают мимо поста ГАИ. Но не каждого, а того, который оборудован современным прибором Рубеж, позволяющим в потоке транспорта он-лайн считывать номерные знаки и быстро «прогонять» их по имеющимся базам данных Угон, Номерной знак, Розыск и пр.
Прибор успевает быстро обработать информацию и при наличии проблем с машиной или водителем, сообщить об этом стражей порядка. В данном случае, гаишники останавливают автомобиль и сообщают владельцу о том, что это транспортное средство находится в розыске. Более подробную информацию по поводу того, на каком основании ищут ТС, работник ГАИ может получить в дежурной части. Там-то и сообщают о том, что причина в неуплате штрафа в срок. Однако ни то, за какое именно нарушение ПДД следует оплатить штраф, ни сумму инспекторы сообщить не могут – не располагают информацией.
ГАИ разыскивает машины согласно статье 40 ЗУ Об исполнительном производстве на основании соответствующего постановления, вынесенного государственной исполнительной службой, которая занимается принудительным взысканием штрафов за нарушение ПДД, в случае неуплаты штрафа в срок (более 15 дней с момента составления админпротокола). Причем в данном случае наказание за неуплаты штрафа - двойной размер штрафа (ст. 308 КоАП Украины). Постановление исполнительной службы является обязательным для выполнения органами внутренних дел.
Далее гаишники временно задерживают и доставляют на штрафплощадку разыскиваемый автомобиль. При этом важно знать, что подобные действия не соответствуют требованиям законодательства. Дело в том, что временное задержание ТС предусмотрено ст. 265-2 КоАП и такие меры применяются только в случаях технических неисправностей, если у машины нет регистрации или госномеров, перебиты или уничтожены номера агрегатов, нет прав или документов на ТС у водителя, или же водитель находится в состоянии опьянения.
То есть временно задерживать транспортное средство, если владелец не уплатил штраф вовремя, – незаконно, но на практике это происходит.
К тому же, многие не знают и того, что той же статьей 265-2 КоАП предусмотрено, что машину могут временно задержать временно на срок не более 3 дней. Причем, после окончания этого времени владелец имеет право обратиться за возвращением ТС. Это обращение является обязательным для выполнения и какие-либо средства при этом изымать – нельзя.

Правила парковки в городских условиях

Не секрет, что в городах-миллиониках проблем с парковкой меньше не становится, однако это не дает права повседневно нарушать ПДД.
Оставляйте под лобовым стеклом записку с номером и пару метров для прохода пешеходов
В данный момент автомобилей столько, что нет места для пешеходов, а зеленые насаждения во дворах практически уничтожены. Машинами забиты и дворы, и паркинги, и стоянки. В результате процесс парковки превратился в соревнования по смекалке: на какие только ухищрения не идут водители, чтобы хоть где-то пристроить железного коня! Брошенные как-попало автомобили, естественно, вызывают раздражение и у пешеходов, и у других водителей, и конфликтом, связанным с парковкой, сегодня никого не удивишь. То один водитель загородил дорогу другому и тот в отместку спускает колеса либо царапает слово из трех букв на кузове, то пешеход, которому припаркованный автомобиль не оставил места для прохода, раздражительно пинает бампер, то бабушка в отместку за примятый любимый газон под окнами выплескивает на автомобиль-нарушитель ведро с помоями.... Эти картины сегодня являются обыденностью. И вроде бы водители не против ставить автомобили на стоянки или в гаражи, но существующие в дефиците, а новые до сих пор строить не начали, да и негде. В будущем с ростом автопарка, ситуация будет лишь усугубляться — даже несмотря на кризис, страна пополняется ежегодно 150-200 тысячами машин.
Более того, парковаться где попало в нашей стране просто опасно – соседи-доброжелатели могут облить машину кислотой или вообще подпалить весь двор.
Но и в нынешних экстремальных условиях парковаться и не конфликтовать вполне можно. Вот только нужно соблюдать несколько простых правил, прописанных, кстати, в ст. 15 ПДД: не ставить авто на/возле зебры и остановках общественного транспорта, не загромождать выезд и проход пешеходам, не ставить машину перед/за поворотом и на нем. Ответственность за нарушение — от штрафа в размере 255-680 грн., до общественных работ сроком от 30 до 40 часов. Однако, как показывает практика, одними только штрафами наших людей не запугаешь. Нужно обращаться к сознательности. Рассмотрим восемь примеров из жизни о том, как нельзя парковаться.

На тротуаре не парковаться

В правилах дорожного движения написано, что парковка на тротуарах запрещена. Но для легковых автомобилей и мотоциклов есть исключение: их можно ставить на краю тротуаров, но для движения пешеходов должно оставаться как минимум 2 метра.
Увы, ситуация с парковкой в городах настолько печальна, что даже на официальных парковках (с синей разметкой, соответствующим знаком и парковщиком, собирающим деньги) упомянутое выше требование пространства для движения людей соблюдается не всегда. Сотрудники же ГАИ с рулеткой по тротуарам не ходят — все прекрасно понимают, что поставить автомобиль больше некуда. Однако это вовсе не означает, что права пешеходов нужно игнорировать — выходя из автомобиля, убедитесь в том, что остается свободное место для беспрепятственного прохода как минимум двух людей, идущих друг другу навстречу (хотя бы 1,5 метра пространства).
Блокирование же прохода может закончиться для автомобиля и его владельца неприятностями. Например, пешеход может неумышленно зацепить машину тележкой, кульком или сумкой, оставив царапины на дверях. Либо проходящий мимо «народный мститель» сознательно двинет ногой по бамперу или двери машины.

Зебру не загораживать

Случаев, когда автомобили ставят прямо на пешеходном переходе‚ предостаточно — высокие штрафы водителей‚ очевидно‚ не пугают. Помимо того, что такие автомобилисты создают для пешеходов препятствия (автомобиль нужно обходить), так еще и они угрожают безопасности дорожного движения — выходящего из-за припаркованного на зебре автомобиля может не увидеть проносящийся мимо лихач. Кстати, по этой же причине нельзя ставить автомобили не только на самом переходе, но и возле него — согласно с ПДД, на протяжении 10 м от пешеходного перехода с обеих сторон.
Есть опасность для пешеходов и возле остановок общественного транспорта, где также часто любят парковаться водители — запрещено останавливаться ближе 30 м от посадочных площадок. На деле же, по личным наблюдениям, официальные парковки нередко нарисованы уже через 5-10 метров от официальных остановок. Интересно, что в случае ДТП по этой причине (например, сдавал назад и зацепил стоящего на остановке пешехода), доказать вину парковщика (не помог выехать) невозможно — законом их работа вообще не регламентирована (только указами администраций).

Одно место – одна машина

Логику водителей, которые на официальном паркинге ставят машины таким образом, что занимают сразу 2-3 места, понять сложно. Между тем, часто именно этого одного места, которое занял «крутой мужик» на иномарке и не хватает, особенно‚ в выходной день на парковке возле торгово-развлекательного центра. Чисто теоретически, такого водителя могут привлечь к ответственности за невыполнение требований разметки, но, понятное дело, никто из сотрудников ГАИ такими мелочами заниматься не будет.
Зато автор этих строк 4-5 раз видел «разборки» между водителями именно по этой причине, причем, в двух случаях дело дошло до драки.
Отметим, что ДТП-«cтуканчики» на парковках возле супермаркета — обычное дело. Часто из-за того, что один водитель криво поставил машину, другие автомобилисты выезжают, не видя всех препятствий. Поэтому в случае затрудненного обзора нужно попросить кого-то постоять и последить за дорогой.

Дистанцию нужно соблюдать

В большом городе часто приходится парковаться в малейшие «лузы». Особенно хорошо это удается делать водителям маленьких автомобилей — задним ходом они нередко умудряются стать так, что между ними и авто впереди и сзади остается лишь до 10 сантиметров. Однако забывают при этом, что у соседей уровень водительского мастерства, во-первых, может быть ниже, во-вторых, не у всех авто настолько маневренные (например, у «Таврий» и ВАЗов выворот руля просто отвратительный — чтобы запарковаться и распарковаться, нужно больше места). Результат для человека, «поджавшего» другой автомобиль, может быть печальным — глубокие царапины на бампере (перекрасить его стоит $100-200).
Правда, стоит отметить, что в странах ЕС на такие мелочи никто не обращает внимания, например, примятый и поцарапанный бампер — примета авто жителя Брюсселя. Но у них и зарплаты повыше наших, и цены на запчасти не такие высокие.

Возле клумбы не становиться

Борясь за права пешеходов на придомовых территориях, часто устанавливают заграждения для автомобилей. Это может быть, например, клумба с цветами, заборчик, пластиковые конуса, металлические паркоблокеры и так далее. Однако особо наглых водителей это не останавливает — они умудряются поставить автомобиль прямо возле клумбы, причем таким образом, что блокируют проезд других машин и затрудняют движение пешеходов, в том числе и родителей, прогуливающихся с детскими колясками. Результат — конфликты. В том числе нередки случаи повреждения неправильно припаркованных автомобилей разбушевавшимися пешеходами и проезжающими мимо автомобилями, движение которых также затруднено.
Особенно сильную агрессию вызывают водители, которые убирают препятствия, например, отодвигают клумбу или выкапывают блокиратор, пусть и установленный самовольно.

Выезд не занимать

Таблички с надписями вроде: «На выезде из гаража — не парковать», «Выезд из ворот — не занимать» — устанавливают не зря: в этом месте должен проехать автомобиль. Кстати, в ПДД четко прописано: стоянка запрещена ближе 10 м от выездов с близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда. Водитель, чей проезд заблокирован, имеет право позвонить в ГАИ и вызвать эвакуатор.
Ведь согласно с п. 4 Постановления КМУ №1102, если автомобиль существенно мешает дорожному движению, его спокойно могут забрать. Водитель-нарушитель в этом случае потом будет долго вызволять автомобиль со штрафплощадки, предварительно заплатив штраф (255—340 грн.), а после этого и за услуги самой площадки по хранению автомобиля — 260 грн. в сутки. Практика показывает, что дешевле, чем за 1 тысячу гривен, и быстрее, чем за три дня по времени, вызволить авто не удается. Так что советуем быть особо внимательными, даже если гараж и выглядит заброшенным.

Следите за дверями

Еще одно частое нарушение связано с техникой парковки. Часто водители ставят свой автомобиль слишком близко к соседнему и блокируют вход/выход другому автомобилисту, который просто не может открыть двери. Либо открывает их, но при этом оставляет «отпечатки» водительской двери на кузове близстоящего автомобиля — устранить такую царапину с вмятиной на СТО стоит порядка 3 тыс. грн., а водитель, повредивший таким образом чужой автомобиль, обычно с места такого ДТП уезжает.
Особенно внимательным нужно быть при парковке возле автомобилей с кузовом купе: чтобы выйти из него, водитель должен распахнуть двери на 20—30% шире, чем у седана либо хэтчбека.
Кстати, соблюдайте осторожность и выходя из автомобиля при парковке у обочины. Правила требуют, чтобы вы убедились в том, что не создаете помехи другим автомобилям.

Уважайте других водителей!

Водителей, которые ставят автомобили с нарушениями правил, в народе нередко сравнивают с представителями отряда парнокопытных (от свиньи до козла и оленя). На всевозможных интернет-форумах вот уже несколько лет даже конкурс проходит под названием «Я паркуюсь, как олень»: «лауреатов» фотографируют и кладут им под дворники листики с изображением этого рогатого животного. Всех победителей объединяет одно — нежелание считаться с интересами других участников дорожного движения, мол, «я стал, а ты делай что хочешь: или обходи, или объезжай, или стой на месте, пока я не приду».
Правда, в ряде случаев водители создают препятствия другим неумышленно — просто при парковке не оценили правильно ситуацию, например, вышел вроде бы на «минутку» и поджал другого без плохих мыслей, но дела задержали на полчаса. Вышел, а там водитель заблокированного автомобиля уже дошел до состояния бешенства (он, оказывается, уже 25 минут ждет).
Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуем оставлять под лобовым стеклом свои контакты, например, записку с номером телефона или визитку — если авто мешает, вас наберут и попросят отъехать. На стоянках, кстати, часто просят просто не ставить авто на ручник: чтобы машина не покатилась, под колесо подкладывают камень, который в случае необходимости убирают и откатывают авто в сторону.
И напоследок – паркуйтесь осторожней! По оценке страховщиков, в США разбивают около шести миллионов машин, из них больше миллиона – на парковке.

Депутаты приняли законопроект, которым предусматривается увеличение

штрафов за целый ряд нарушений правил движения и остановки.

Штраф для тех, кто мешает маршруткам, - до 680 грн
Верховная Рада приняла во втором чтении и как закон правительственный законопроект № 9028 О внесении изменений в ст. 122 КУоАП. «За» проголосовали 329 нардепов.
Закон увеличивает штраф за превышение водителями установленных ограничений скорости движения более чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами, непредоставление преимущества маршруткам (в том числе нарушения правил движения и остановки на полосе для общественного транспорта) и нарушение правил остановки, стоянки, создающие препятствия движению или угрозу безопасности движения.
Согласно изменениям в Кодексе, размер штрафа за вышеописанные нарушения теперь составляют от 30 до 40 необлагаемых налогом минимумов (510 - 680 гривен).
Напомним, в первом чтении указанный законопроект Рада приняла еще в декабре. Тогда же одобрили ужесточение ответственности за нарушение на ж/д переездах - штраф до 1700 грн, конфискация автомобилей, лишение прав на 1-3 года и даже арест на 10-15 суток.

Что могут сделать за съемку гаишников на камеру

Можно ли снимать гаишника на камеру или телефон? Что мне могут за это сделать? Куда жаловаться, если забрали телефон?
Ни один закон не запрещает снимать гаишников
У нас не запрещено снимать оформление правонарушений. Согласно статье 3 закона О милиции, деятельность МВД является гласной. Это значит, что информация о работе правоохранителей доступна для всех.
Даже в Департаменте ГАИ подтвердили, что водители могут использовать средства фото-, видео-, аудиозаписи при столкновении с ГАИ. Ведь таким образом автомобилисты пресекают нарушение своих конституционных прав.
Имеет ли право работник ГАИ конфисковать диктофон или камеру? В ст. 41 Конституции написано, что каждый может владеть и распоряжаться своей собственностью. Забрать имущество можно лишь по решению суда.

Депутаты подтвердили право водителей снимать гаишников

У гаишников нет законных оснований запрещать автомобилистам видеосъемку, однако такие действия не должны мешать инспекторам работать.
Гаишники боятся провокаций и сами снимают водителей на камеру
Право водителей снимать гаишников на камеру официальными письмами подтвердили профильный комитет Верховной Рады и Минюст. Об этом сообщает ЛІГА:ЗАКОН.
Главный аргумент депутатов - действующее законодательство Украины не содержит запрета относительно аудио-, фото-, видеофиксации водителями действий работников ГАИ во время несения ими службы или оформления административных материалов.
При этом согласно ч. 4 ст. 55 Конституции каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.
Вместе с тем, действия водителя не должны препятствовать выполнению работником ГАИ своих функциональных обязанностей.
Минюст, однако, предоставил иное обоснование, связанное с обеспечением доступа к публичной информации, что отражено в ст.1 Закона Украины О доступе к публичной информации. Аналогичную позицию в письме от 1 июня высказало и МВД.
Как пояснил глава комитета Виктор Швец, такое разрешение водителям дано, чтобы дисциплинировать на дороге и шоферов, и сотрудников ГАИ: «Теперь водители, снимая, не будут предлагать взятки, а инспекторы не будут вымогать. Правда, станет ли это доказательством в суде — вопрос спорный». Напомним, от видеороликов в этом году досталось нескольким гаишникам — их уволили с работы.
Если водитель пожалуется руководству ГАИ или даже просто выложит ролик на сайт Youtube, запись детально изучит служба внутренней безопасности УМВД.
Гаишники опасаются, что на дорогах станет больше провокаций. «Среди «режиссеров» сейчас много таких, которые работают «на заказ», — говорит командир одного из батальонов ГАИ. — Когда их останавливает инспектор, они час-полтора с ним пререкаются, тот доходит до кондиции, проронит мат и тут «режиссер» включает свою камеру. Ему же это только и нужно, он за этим колесит. Теперь они и вовсе распоясаются, и интернет запестрит роликами о нашей работе. Мы тоже имеем право записывать на видео и работаем по такой схеме: один общается с водителем, а второй инспектор стоит с камерой. Если нештатная ситуация, то он ее включает. Правда, такая техника есть далеко не у всех патрулей».
Напомним, в мае в Кременчуге «общение» автомобилиста с гаишниками с включенной камерой закончилось тем, что водителя насильно затолкали в машину и якобы начали избивать.
Еще один скандал с участием ГАИ произошел на днях в Киеве. Гаишники предложили водителю решить «вопрос» без протокола, а когда тот отказался, пригрозили вызвать Беркут и уложить его «мордой в асфальт».

Дача взятки гаишнику – что грозит водителю и инспектору

На сколько могут оштрафовать тех, кто дает и берет взятки, и реально ли в Украине сесть в тюрьму за взятку инспектору.
По статье 369 УК Украины водителю грозит штраф до 8,5 тыс. грн. или 5 лет тюрьмы
ГАИ решила начать год с жестокой борьбы со взяточниками на дорогах, причем ищут их среди автолюбителей, которые предлагают гаишникам «на лапу». В Одесской области на днях сотрудники ДПС поймали двух водителей при попытке дать взятку в 200 гривен, и теперь решается вопрос о возбуждении уголовных дел. По статье 369 УК Украины им грозит штраф до 8,5 тысячи гривен или ограничение свободы до 5 лет. А недавно пять водителей-взяточников задержали в Киеве. Правда, юристы говорят, что за всю историю независимости Украины они не припомнят ни одного случая, когда бы водителя посадили за попытку дать взятку работнику ГАИ. В МВД это подтверждают: уголовные дела против водителей хотя и заводят, но максимум им выписывают штраф (и то не всегда).
Тем более доказать, что водитель давал взятку, практически невозможно. «Во-первых, нужны веские доказательства, — говорит известный адвокат, защищающий интересы автомобилистов, Алексей Святогор. — Одного заявления сотрудника ГАИ и купюры — мало, ведь он потерпевшее лицо. Можно упереться, что гаишнику ничего не давал, и деньги эти первый раз видишь. Нужна спецоперация с фиксацией передачи взятки на видео, кроме того, необходимо составить протокол при понятых о том, что до момента общения с водителем у правоохранителя вообще не было денег, а после появились... А есть статья 370 — Провокация взятки. Это осознанное создание служебным лицом обстоятельств и условий, которые обуславливают предложение взятки. Можно давить на это, говорить, что сотрудник ДПС спровоцировал преступление».
В самом ГАИ, кстати, уверены, что если водителей будут сажать за попытку дать взятку, то коррупция на дорогах резко уменьшится. Ведь в данном случае, как правило, инспекторы не вымогают взятку (хотя часто прямо намекают) — водители сами предлагают «решить вопрос», дав «на лапу» гаишнику сумму меньшую, чем положено заплатить за нарушение официально. Если водитель деньги не дает, то инспектор просто выписывает штраф. Если водитель будет бояться давать деньги, то, соответственно, и вся коррупция сойдет на нет. «Водители непуганые, а так им доставать купюру было бы страшно, зная, что за это можно в тюрьму загреметь, — говорит командир батальона ДПС в одной из областей Украины. — С другой стороны, чтобы у сотрудника ГАИ был стимул не в карман деньги совать, а сдавать нарушителя, нужно сделать так, чтобы от этой взятки он получал 10% в качестве премии».
Алексей Святогор полагает, что наказание водителей ситуацию с коррупцией не исправит: «Ничего не изменится. Ведь у водителя не возникает желания просто остановиться и дать гаишнику денег. Проблема в том, что на дорогу ставят сотрудников ДПС с зарплатой 1000 гривен, вот он и вынужден зарабатывать как может. В первую очередь бороться с коррупцией нужно в системе. Увеличивать зарплаты правоохранителей и сажать их за то, что берут взятки».
Дача взятки:
По закону за дачу взятки даже в 20 грн. — штраф до 8,5 тыс. грн. или ограничение свободы на 5 лет. Но если вовремя сознаться— от ответственности освобождают.
При первой даче взятки (даже 20 грн.): 3400—8500 грн., или ограничение свободы от 2 до 5 лет.
Повторная дача взятки: лишение свободы от 3 до 8 лет с конфискацией имущества или без нее.
Если относительно человека, дающего взятку, имело место вымогательство денег, или если после дачи взятки и до возбуждения уголовного дела человек добровольно признался в преступлении, он освобождается от ответственности.
Получение взятки:
При первом получении взятки: штраф 12 750—25 500 грн. или лишение свободы от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Получение взятки в большом размере (более 3400 грн.) или повторно: лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением прав занимать определенные должности до 3 лет.
Получение взятки в особо крупном размере (более 8500 грн.): лишение свободы от 8 до 12 лет с лишением прав занимать определенные должности до 3 лет и конфискацией имущества.
Как можно поймать водителя на взятке:
Сотруднику ГАИ нужно иметь видео- и аудиозаписи дачи взятки, в присутствии понятых запротоколировать отсутствие каких-либо денег у сотрудника ГАИ и появление у него денег во время общения с водителем.

Европротокол: пять шагов от ДТП до возмещения

Как правильно оформить ДТП по европротоколу и получить выплату от страховой компании.
Cтраховщики рекомендуют сделать фото ДТП
Долгожданный закон, позволяющий оформлять ДТП без ГАИ, действует уже больше 10 дней. Однако, по данным Моторного страхового бюро Украины (МТСБУ), новыми бланками успели обзавестись лишь от 1% до 3% водителей (и не удивительно — из-за технических проблем, первую неделю их не было в наличии). Ожидается, что в 2013 году водители будут оформлять без ГАИ порядка 80% ДТП с помощью спецбланка — европротокола. Газета Сегодня выяснила, как это делать правильно.
Попытки лоббистов страховых компаний заработать на автогражданке больше (напомним, что в прошлом году страховой тариф распоряжением Госфинуслуг подняли вдвое), не увенчались успехом — как нам признались в неофициальном разговоре страховые агенты, застраховать по официальным тарифам человека сегодня нереально. Поэтому страховщики легко идут на скидки: при прозвоне 10 компаний журналистам «со старта» удалось снизить цену на 15—20%. Если еще и договориться с друзьями и сказать агенту, что нужно застраховать сразу несколько машин, цена полиса падает на 40% — за опт.
Несмотря на то, что закон, позволяющий оформлять ДТП без вызова ГАИ, официально вступил в силу 19 сентября, на практике он заработал лишь на этой неделе. До этого попытки купить полис нового образца были безуспешными — у страховых компаний не было бланков. Но важно знать, что оформить аварию с использованием европротокола возможно лишь в том случае, если оба (!) участника ДТП имеют полисы «автогражданки» нового образца (заключенные после 19 сентября). По факту же у большинства украинских водителей таких полисов нет — не покупают по той причине, что еще не закончилось действие предыдущего.
В МТСБУ говорят, что можно будет говорить о полноценной работе нового закона лишь с осени 2012 года, когда закончит свое действие последний полис старого образца (они действительны до конца срока действия, а и в августе, и в начале сентября страховые агенты торговали ими довольно активно).
Начальник центра страхования транспортных рисков одной из страховых компаний Юлия Очеретяная в ходе проходившего на прошлой неделе круглого стола страховщиков и МТСБУ, рассказала, что первые случаи оформления ДТП с использованием европротокола уже зафиксированы. Правда, участники этих аварий страхового возмещения не получили — прошло слишком мало времени (страховая платит в течение 90 дней).
Пока что вероятность того, что водитель при наличии полиса с Евпропротоколом попадет в ДТП и у второго участника будет точно такой же документ, крайне мала. Так что гаишники будут выезжать на ДТП-«стуканчики» как минимум до конца этого года.
Важно также знать, что европротоколом нельзя воспользоваться в том случае, если у второго участника нет вообще никакого полиса (за исключением льготников). В этом случае также нужно вызывать ГАИ, а прибывшие на место инспектора, помимо того что отбирают права (их затем передают в суд), так еще и составляют протокол и постановление за отсутствие полиса «автогражданки» (штраф в 340 грн).
Кстати, в Правилах дорожного движения всегда была предусмотрена возможность оформления ДТП без ГАИ и без европротокола. Однако в этом случае, после самостоятельного составления схемы ДТП, все равно нужно ехать в ближайшее подразделение Госавтоинспекции, где на виновного водителя составят админпротокол и передадут его в суд. А там, в зависимости от настроения судьи, либо назначат штраф в 340 грн, либо отберут права на год.
То есть главное же преимущество европротокола не в том, что можно обойтись без ГАИ, а в том, что при оформлении аварии для получения страховки у водителя не забирают права. В этом плане закон действительно является прогрессивным и облегчает водителям жизнь.

От ДТП до возмещения

После того как ДТП произошло, для получения возмещения ущерба участникам ДТП нужно придерживаться четкого алгоритма.
1. Не забывайте о ПДД
Как и требуют ПДД, необходимо убедиться в том, что никому из участников аварии не требуется медпомощь — если у второго водителя или его пассажира есть травма, нужно вызывать и скорую, и ГАИ. Иначе, пытаясь сохранить права, можно попасть в более серьезные неприятности, например — под уголовное дело за неоказание помощи пострадавшему.
Кстати, страховщики рекомендуют сделать фото ДТП. Но дело это — добровольное, а не обязательное.
2. Проверьте документы и договаривайтесь
Если в ДТП действительно пострадало только «железо» (очень важно в этом удостовериться), то необходимо попросить второго водителя показать полис, а также предъявить свой. Если оба документа — нового образца (с европротоколом), можно начинать договариваться о том, кто возьмет вину на себя. Если второй водитель не хочет решать вопрос мирно или ведет себя неадекватно, лучше все-таки вызвать ГАИ.
3. Звонок в страховую
Сообщение по телефону горячей линии, указанному в полисе, о ДТП является обязательным. Дело в том, что страховая компания (СК) имеет право прислать на место ДТП своего представителя — страхового комиссара. Он проверяет документы водителей, помогает с оформлением схемы ДТП, если нужно, ищет свидетелей. Кстати, если комиссар учует от одного из водителей запах алкоголя (или другие признаки опьянения), то имеет право настоять на медицинском освидетельствовании.
4. Заполняем бланк и рисуем схему
Заполнять бланк нужно разборчиво, от руки шариковой ручкой, желательно печатными буквами.
Исправления в европротоколе не допускаются. Если один бланк европротокола испорчен, необходимо воспользоваться бланком европротокола другого участника ДТП. Поэтому перед заполнением советуем потренироваться на обычной бумаге, а потом переписать на чистовик.
Листы европротокола можно разъединять только после внесения всех данных и подписания документа участниками ДТП. Если листы неидентичны, страховая откажет в выплате.
После использования (или порчи, потери) бланка европротокола необходимо обратиться в страховую компанию, в которой был куплен полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Выдача бланков европротокола бесплатная. Количество обращений за бланком неограничено.
5. Личный визит в СК
Не позднее трех рабочих дней со дня наступления ДТП нужно письменно предоставить страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности, сообщение о ДТП.
После этого необходимо сохранять поврежденное имущество в том же состоянии, в котором оно находилось после ДТП, до тех пор, пока его не осмотрит назначенный СК оценщик. Параллельно оценку можно сделать и на своем СТО — часто компании предпочитают заплатить деньги по безналу.
Возмещение ущерба, согласно новому закону, осуществляется в течение 90 дней с момента предоставления европротокола.
Как определить размер ущерба
Один из самых скользких моментов при оформлении европротокола заключается в том, что сумма возмещения в данный момент ограничена 10 тыс. грн. Если же реальный ущерб оказался выше, например, выяснилось, что в результате столкновения повреждено не только переднее крыло, но и двигатель, разницу потерпевшему водителю придется доплачивать из своего кармана.
Особенно осторожными нужно быть владельцам китайских автомобилей — согласно с результатами ресурсных тестов российского издания Авторевю, даже при столкновении на небольшой скорости и небольших внешних повреждениях, реальный ущерб может быть настолько большим, что автомобиль проще сдать на свалку, чем отремонтировать. То же самое относится к некоторым моделям румынского и турецкого производства.
В методических рекомендациях МТСБУ прописаны примеры повреждений и суммы ущерба. Однако не стоит забывать, что цены на запчасти постоянно меняются. Кроме того, в реальной жизни двух одинаковых ДТП не бывает. Правда, с 2013 года максимальный размер выплаты по европротоколу будет увеличен до 25 тыс. грн — запас вполне достаточный. Для ориентира журналисты составили расценки для недорогой иномарки (см. таблицу).
Риски и «подводные камни»
Cогласно п. 33—2 Закона Украины Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств, водители не должны сообщать о ДТП в ГАИ. Однако страховая компания, согласно ст. 33—1 того же Закона, обязана провести расследование, запросив данные из ГАИ (которых у них, естественно, нет).
«Естественно, что от ГАИ поступит ответ, что ДТП не зарегистрировано. После этого страховая со спокойной совестью «тупо» (и вполне законно) откажет в выплате», — говорит юрист Алексей Святогор. Также стоит учесть то, что любая ошибка в европротоколе может стать основанием для того, чтобы страховая отказала в выплате. А ошибки будут.
Еще один момент, который так и не решен: европротокол разрешено использовать только в том случае, если ни один из участников ДТП не находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо под влиянием препаратов, снижающих реакцию. Но как определить (или поставить под сомнение) наличие либо отсутствие таких признаков у водителя? Отметим, что многие страховые компании в договорах указывают, что клиент-водитель обязан (!) предоставить доказательства своей трезвости в момент наступления ДТП. И за отсутствие заключения врача-нарколога могут отказать в выплате.
Люди, как известно, бывают всякие. Вполне возможны ситуации, что сразу после ДТП водитель-виновник подпишет евпропротокол (согласно с которым признает свою вину), а на утро следующего дня передумает и будет утверждать, что ДТП произошло по вине противоположной стороны. А свою подпись отозвать на основании того, что он «не ведал, что подписывал» — согласие о своей вине является следствием травмы, либо насилия или понуждения с противоположной стороны, либо водитель может вообще возражать против события и факта ДТП в принципе (в это время находился в другом месте). Кстати, часто при повреждениях внутренних органов человек ощущает это не сразу. Подпишет европротокол, а потом врачи выяснят, что у него сотрясение мозга. Страховая в этом случае откажет в выплате, не оформит ДТП и ГАИ. То есть и законодателю, и участникам рынка еще есть над чем работать.

ЧАСТЬ 1

Прислано в редакцию: Стасенок А.Н.
По материалам интернет-изданий

Автомир Донбасса

Самые популярные статьи

Кабмин ужесточил меры безопасности при перевозке детей

Что нужно знать при покупке шин?

Как переобуть авто к зиме?

За какие нарушения грозит штрафплощадка?

Как обжаловать незаконное постановление о нарушении ПДД.

Выбор редакции

Как отличить битый автомобиль от небитого

Советы водителю: как избежать ДТП с пешеходом в разных дорожных ситуациях

Простые советы, которые помогут избежать аварии зимой

Срок эксплуатации шин - советы от Goodyear

Все статьи


© Все права защищены. 2008-2020
Контакты | Реклама на сайте
При использовании материалов ссылка на Автомир Мариуполя обязательна. (Для интернет-изданий — гиперссылка).
????????? - ??????????? ????. ????????? ??????? Orphus
>