Италию нельзя не любить. Мягкий климат, великолепная природа, многовековая культура и по-кавказски гостеприимные и непосредственные люди. Да и еще на улицах масса ФИАТов, в которые Россия влюбилась еще в начале 70-х прошлого века. Как и всю страну, меня влекли итальянские машины. Эта любовь из самого раннего детства. Как и у многих соседей по гаражу, у моего дедушки были классические Жигули – ближайший родственник ФИАТа.
Знакомство
Понравился мне и новый Fiat Grande Punto. Понравился еще год назад, когда я впервые увидел его на фотографиях. Cведенные к носу фары и округлые бока – как просто и как одновременно свежо и модно. Новый Punto невозможно спутать ни с каким другим автомобилем, а внешнее сходство с Maserati обязательно польстит любому водителю, только если он не за рулем Ferrari.
Когда ехал забирать Grande Punto на тест, буквально трепетал от волнения и сознательно не стал расспрашивать продавцов о машине. Хотелось самому ее понять, распробовать, наконец, раскусить эту знойную итальянку. Не смущало даже родство со скучной немкой Opel Corsa, может, от подобного сотрудничества автомобили Fiat станут более надежными.
А как радовался, когда узнал, что мне досталась топовая версия Grande Punto Sport с 95-сильным мотором 1,4 литра, эффектными 17-дюймовыми колесами и массой приятных опций.
Интерьер Punto произвел еще более сильное впечатление, чем внешность. В салоне уникальным образом сочетаются респектабельность и азарт. Понравилось все: и форма передней панели с мощным козырьком, и сильно наклоненная центральная консоль невероятной ширины. На ней хватило места для раздельного климат контроля и обилия других крупных клавиш. Причем, чтобы вся эта конструкция не мешала ногам водителя, ее сместили немного вправо от продольной оси машины. Лобовое стекло имеет большой наклон, а его стойки образуют маленькие треугольные амбразуры – они мало чего дают с точки зрения обзорности, но зато освежают профиль машины. Как все просто и привлекательно – почти каждая деталь достойна похвалы. Будь я в жюри конкурса автомобильной красоты, Grande Punto получил бы пятерку за внешний дизайн и шестерку за интерьер (по 5-бальной шкале, разумеется). Очень понравились кресла. Бутафорские заклепки, к счастью, совершенно не ощущаются телом, а профиль сидений близок идеалу, и даже подголовник на своем месте – при правильной посадке он слегка касается головы, как это бывает в серьезных спортивных креслах. Диапазон регулировки передних сидений оказался просто огромным, что удобно, если часто приходится работать с ноутбуком в машине. Сзади, конечно, не очень просторно, но ведь Fiat, как гласит реклама, это автомобиль для «позитивных эгоистов», так что задние сиденья не влияют на общую оценку машины, так же, как и объем багажника: его 275 литров – средний показатель в классе.
Чуть разочаровала подслеповатая днем панель приборов – при выключенных фарах в пасмурную погоду она черно-белая (белые шкалы, черные цифры) и кажется слишком темной, а с подсветкой красные цифры плохо читаются на белом фоне. Зато ночью никаких претензий – крупные цифры очень хороши. Для большего удобства клавиши на центральной консоли могли бы быть не только крупными, но еще и выпуклыми, но от этого пострадал бы стиль. К тому же попадание в нужные клавиши на ощупь – это вопрос недельной привычки.
Ну и последняя придирка – слишком плоский звук штатной аудиосистемы, оснащенной 6 динамиками. Но это уже не жалоба, а скорее повод для тюнинга...
В путь
А теперь, как говорится, джентльмены, заводите ваши моторы! Всегда знал, что мотор итальянской машины должен быть маленького объема и непременно высокооборотный – иначе эта машина не будет Фиатом. Формально характеристики выглядят стандартными. Максимальная мощность достигается при 6000 об/мин, а отсечка срабатывает при 6500. Но для настоящего итальянца это должен быть не максимальный, а нормальный режим работы.
Но что это – раскрутив мотор до 2000 об/мин и бросив сцепление, едва не заглушил двигатель. Да и обороты он набирал совсем не так бодро, как хотелось бы. Кажется, что я за рулем фургона Doblo, а не заряженного городского хэтчбека в исполнении Sport.
Может, в автосалоне заправили Grande Punto некачественным бензином? Благо в баке было мало топлива и, помучавшись полчаса, его сжег, а на проверенной заправке залил качественный 95-ый. Но результат остался неизменным. До 2000 об/мин тяга отсутствует напрочь на любой передаче, с 2000 до 3000 она тоже слабая, и только после 3500 и до 5000 об/мин мотор проявляет некоторое подобие активности, а затем снова сникает и до ограничителя крутится нехотя. Двигатель словно говорит водителю "я плотно подкрепился отличной лазанью и красным вином и теперь мечтаю о встрече с Моникой Белуччи и никуда ехать не хочу, хоть толкайте".
С музыкой
Немного оживить Fiat смог только концертник Deep Purple: под него Punto хотя бы субъективно кажется динамичной машиной, и включенный на максимум рок перекрывает рев мотора в диапазоне от 4000 до 6000 об/мин, а машина обретает более-менее сносную динамику. Правда, для меня так и осталось полной загадкой, зачем заряженному городскому автомобилю нужна 6-ступенчатая коробка передач, когда реально работающими являются только первые три. На всякий случай можно также оставить 6-ую, если Punto вдруг выкатится на загородную трассу. Оставшиеся передачи можно смело отправить в утиль. Может, без них машина станет полегче и поедет хоть немного быстрее. 4-я и 5-я передачи действительно пригодились только в один момент, когда я на трассе попытался достичь максимальной скорости, а для этого потребовалось последовательно выкручивать до упора каждую ступень. Кстати, заявленных 177 км/ч Punto все же достиг, по крайней мере, по спидометру, но управлять машиной на такой скорости оказалось очень некомфортно. Малыш на дух не переносит колею, которыми у нас изобилует большинство магистралей. Отлавливать Punto – все равно, что спускаться с горы на сноуборде – прямо не поедешь никогда, только зигзагами. Всему виной эффектные 17-дюймовые колеса – размерности, достойной настоящего спорткара – 205/45 R17. Они же наверняка повинны и в тяжелых стартах Punto - 1,4-литровому мотору с максимальным крутящим моментом 127 Нм при 4500 об/мин нелегко раскручивать такие огромные покрышки. Также практически целиком исключен старт с места с пробуксовкой – он возможен только на мокром асфальте и только ценой подожженного сцепления. На гладкой дороге ситуация улучшается – Fiat точно реагирует на движения рулем, но становится заметно, что легкий и высокий Punto подвержен влиянию бокового ветра.
Fiat оказался на удивление тихим: даже на зимних нешипованных шинах Yokohama в салоне можно спокойно разговаривать вплоть до 120 км/ч. А если бы у нас была более скромная версия с узкими 15-дюймовыми шинами, то наверняка Punto был бы абсолютным тихоней, что настоящее достижение для автомобиля сегмента В.
Стихия красного дьяволенка – город, и здесь он чувствует себя в своей тарелке (если не обращать внимания на слабость мотора). Электроусилитель руля имеет два режима работы: стандартный и облегченный City. В последнем руль можно крутить хоть мизинцем, что наверняка приглянется девушкам. При этом на баранке всегда сохраняется реактивное усилие, и руль стремится вернуться в исходное положение. Мне же больше понравился стандартный режим – вращать руль ненамного тяжелее, но при этом лучше контролируешь машину и Punto защищен от произвольных колебаний рулем. Тем более, что на низкопрофильных шинах автомобиль мгновенно реагирует на любые отклонения баранки от нулевого положения, что в сочетании с умеренными кренами делает Fiat похожим на маленькую Alfa Romeo. Даже с отключенной системой стабилизации Punto можно смело забрасывать в самые крутые виражи – прозрачное рулевое управление и собранная подвеска не подведут. Только надо помнить про отсутствие запаса тяги на ведущих колесах и заранее переключаться на пару передач вниз.
Кстати, в недрах Fiat сейчас действительно идут работы по созданию Alfa Romeo Junior, которая будет базироваться именно на шасси Punto. Надеюсь только, что мотор для новой машины найдут подходящий – имеющийся двигатель может опозорить всю спортивную историю Alfa Romeo. Пока же знакомство с Grande Punto вызвало у меня двоякое чувство, которое пришло в равновесие лишь после того, как вернул машину в салон и ознакомился с прайс-листом.
Почем?
Базовый Punto с 65-сильным мотором объемом 1,2 литра стоит от 15 800 долларов, в списке оснащения АБС, фронтальные подушки безопасности, крепления Isofix, подогрев сидений, привод зеркал и передних стеклоподъемников, бортовой компьютер и центральный замок. 5-дверная версия дороже на 750 долларов. В качестве опции за 550 долларов можно заказать кондиционер.
Более мощный Grande Punto с двигателем 1,4 литра (77 л.с.) стоит 17 120 долларов, 5-дверная версия дороже еще на 10 тысяч. Кроме кондиционера к ней за 1 500 долларов можно заказать роботизированную коробку передач MTA Dualogic, таким образом, цена машины перевалит за 19 000 долларов.
Протестированный же Fiat Grande Punto стоит, держитесь крепче, - 23 500 долларов – и это цена пусть за очень красивую, но все же маленькую машину, которая по динамике сопоставима с отечественной "десяткой"? Да, в отличие от Италии, любить итальянские автомобили и уж тем более поддерживать их своим собственным рублем или долларом достаточно сложно – за эти деньги можно купить хэтчбек более высокого гольф-класса с 2-литровым мотором мощностью честных 150 л.с...
Шок, Grande-шок.
Текст: Леонид Павлов. Фото автора.
Цена протестированного автомобиля - $ 23 500
Комплектация протестированного автомобиля
|
Фронтальные подушки безопасности |
|
АБС |
Противобуксовочная система |
|
Система динамической стабилизации |
Усилитель рулевого управления |
|
Мультифункциональное рулевое колесо |
Регулируемая рулевая колонка по высоте |
|
Регулируемая рулевая колонка по вылету |
Отделка рулевого колеса кожей |
|
Электрообогрев передних сидений |
Дистанционный центральный замок |
|
Климат-контроль двухзонный |
Электропривод и обогрев наружных зеркал |
|
Электростеклоподъемники передние |
CD-аудиосистема |
|
Противотуманные фары |
Легкосплавные колеса |
Технические характеристики
|
Кузов
Тип кузова |
3-дверный хэтчбек |
Число мест |
5 |
Объем багажника, л |
275/1030 |
Снаряженная масса, кг |
1090 |
Полная масса, кг |
1585 |
Длина, мм |
4030 |
Ширина, мм |
1687 |
Высота, мм |
1490 |
Колесная база, мм |
2510 |
Дорожный просвет, мм |
- |
Двигатель
Тип |
бензиновый, с распределенным впрыском топлива |
Расположение |
спереди, поперечно |
Расположение и число цилиндров |
R4 |
Рабочий объем, см |
1368 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм |
72x84 |
Степень сжатия |
11 |
Число клапанов на цилиндр |
4 |
Максимальная мощность, л.с./об/мин |
95/5800 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
128/4500 |
Трансмиссия
Коробка передач |
6-ступенчатая, механическая |
Привод |
передний |
Передняя подвеска |
независимая, типа McPherson cо стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
полузависимая, пружинная со связанными рычагами |
Передние тормоза |
дисковые вентилируемые |
Задние тормоза |
дисковые |
Шины |
205/45 R17 |
Динамика
Максимальная скорость, км/ч |
177 |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
11,4 |
Расход топлива, л/100 км |
|
городской цикл |
7,7 |
загородный цикл |
5,2 |
смешанный цикл |
6,1 |
Емкость топливного бака, л |
45 |
Топливо |
бензин Аи-95 |
|