Главная Вопросы ГАИ
Новости Полезное
Авто-базар Закон
Новые авто Каталог предприятий
Автосалоны
Обучение ПДД Тест-драйв
RSS-новости RSS-вопросы ГАИ
   

Новости
Главная / Новости

[18-10-2012]

За 30 грн таксистом в Украине может стать кто угодно: от наркомана до насильника



Рынок частных такси почти полностью ушел в тень, а "таксистом" может стать любой желающий с личным авто. ТСН.ua решил разобраться, что случилось с рынком таксомоторных перевозок.

Журналист Инна Алексеева чуть не опоздала на самолет. Виной всему - плохая работа службы такси. "Мой рейс был в пять утра, поэтому еще вечером я заказала машину на три ночи. Я не волновалась, поскольку по этому номеру часто вызывала авто и всегда оставалась довольна", - вспоминает Инна...

Но на этот раз такси не приехало. Еще двадцать минут девушка ждала машину, а после перезвонила в службу, где ей отказались что-то объяснять и бросили трубку...

"Я включила компьютер, стала искать другие службы такси и соглашаться на любую цену, главное, чтобы машину оперативно подали", - говорит Инна. В итоге, дорога от станции метро Оболонь до Борисполя ей обошлась в 300 гривен, при стандартной стоимости в 160-180 грн. Ей пришлось 50 грн доплатить за оперативность диспетчеру и еще столько же водителю такси - за срочность...

На различных Интернет-форумах таких историй множество. Все чаще, вызывая такси, украинцы сталкиваются с проблемами: в диспетчерских службах путают номера авто, забывают перезвонить и отправить смс-сообщение, водители приезжают с опозданием, путаются в названиях улиц, требуют дополнительной оплаты, хамят и попадают в ДТП...

Перегар, прокуренный и грязный салон, "убитое" авто - такие определения часто звучат в адрес украинских "такси"...

Стать таксистом за 30 гривен

В Украине, особенно в Киеве, почти нет служб такси в классическом понимании этого слова: то есть крупных компаний с собственным парком автомобилей.

"Кризис ударил по нам очень серьезно, многие распродали бизнес, часть ушла в тень. От силы на весь город у нас 10-15 перевозчиков, у которых еще есть свои авто, но только три процента из них работают легально. А большая часть рынка - это просто частные владельцы авто, которые сотрудничают с диспетчерскими службами", - объясняет Виктор Г., владелец столичной службы такси (в парке 15 авто).

Диспетчерские службы работают по очень простой схеме - они продают частным перевозчикам заказ. Выглядит это так: есть главный сервер, к нему подключена дюжина так называемых транзитных серверов, которые получают информацию от информационно-диспетчерских служб (ИДС) о заказа и ретранслируют ее на мобильные телефоны "таксистов".

"На главный сервер стекается вся информация о заказах, доступ к этой информации может получить каждый, перечислив 30 гривен через обычный терминал", - объясняет Юрий Бобко, таксист со стажем. За каждый полученный заказ "таксист" отдает посреднику - ИСС/серверу - еще 12% от заработанной суммы.

Именно такая схема и вытеснила классические таксомоторные бюро. Сейчас, по оценкам экспертов, по такой системе работает около 90% рынка такси в Киеве, то есть примерно 20 тыс. авто. "Это удобный и простой бизнес - не надо удерживать парк авто, оплачивать аренду помещения, где проводится ТО техники, беспокоиться о водителях... Для того, чтобы начать принимать заказы от клиентов, нужно несколько компьютеров, пару диспетчеров, несколько мобильных телефонов и интернет", - объясняют в общественной организации "Украинская таксомоторная ассоциация".

По оценкам представителей организации, рентабельность от этой деятельности служб-посредников (транзитных серверов) достигает 100%, центрального сервера - тысячи процентов: только доход владельцев центрального сервера составляет около одного миллиона гривен на месяц. Еще около 11 миллионов делят между собой владельцы ИСС (в Киеве их около трехсот).

Колеса риска

Такая простая система не только облегчила жизнь таксистам, но и открыла базу заказов для любого нелегала. Теперь, заплатив 30 гривен, каждый может принять заказ и выехать по вызову. "Отследить, на какой машине поехал водитель, какой у него опыт вождения, трезвый ли он, здоров ли - нереально, да и ИДС не ставят перед собой такой задачи", - говорит Виктор Г.

"Такие call-центры ни за что не несут ответственности. Они просто получают свой процент с вашего заказа, а машину и водителя, который вас повезет, они собственными глазами не видели", - соглашается сопредседатель рабочей группы КГГА относительно урегулирования рынка такси Андрей Антонюк.

Это действительно так. Прошлой зимой Алла Захарченко, художник-оформитель, едва не попала в ДТП, когда добиралась на железнодорожный вокзал на такси - машину резко занесло на повороте, и она просто чудом избежала столкновения.

"Когда я вышла из такси, я увидела, что машина ездит еще на "лысой резине". И это во время гололедицы!" - вспоминает Алла. Добравшись до вокзала, девушка сразу перезвонила по телефону, по которому заказывала такси, и рассказала об инциденте. На обратной стороне телефона ее заверили, что данный водитель у них больше работать не будет. Через месяц девушка снова оказалась клиенткой этого "таксиста", и она вызвала его снова через тот же телефон.

"Я часто пользуюсь услугами такси, поскольку обычно заканчиваю работать примерно в полночь. Бывает, что водитель не знает дороги, приезжает на "ведре", однажды меня вез домой какой-то водитель с большого похмелья, а недавно приехал обкуренный водитель", - делится опытом Евгения Пустовойтенко, администратор японского ресторана.

Бывают истории и более печальные - источник в правоохранительных органах рассказал ТСН.ua о таксисте-маньяке. "Извоз для него был прикрытием - он ездил на вызовы, вывозил девушек в лес и там насиловал. У него на авто были шашки и другие опознавательные знаки такси, он выглядел как обычный таксист..." - говорит собеседник ТСН. Как выяснилось, шашечки и опознавательные знаки преступник купил на одном из городских рынков всего за 70 гривен. Там много такого добра.

"Сейчас "таксистом" может оказаться кто угодно. Ведь их никто не может проверить на дорогах - это не компетенция службы ГАИ, они могут штрафовать только за нарушение правил, и это не компетенция налоговых органов - ведь "таксист" не зарегистрирован как частный предприниматель", - объясняют в Украинской таксомоторной ассоциации.

А если перевозчик не зарегистрирован, объясняют юристы, то и предъявить ему юридическую претензию или получить компенсацию клиент просто не может - для этого нет оснований.

Начать реформу

Эксперты убеждены - данный рынок нужно жестче регулировать, а для этого нужны реформы в отрасли. К слову, на этом настаивают и таксисты с опытом.

"Если ты пришел в этот бизнес надолго, любишь и знаешь свое дело - ты все равно будешь легализоваться: проходить аттестацию, устанавливать счетчики, следить за санитарным и техническим состоянием авто, так работает весь рынок такси в цивилизованных странах", - соглашается Юрий Бобко.

И власть действительно намерен отрегулировать рынок такси в Украине - сейчас в Верховной Раде находится на рассмотрении законопроект, который призван изменить ситуацию на рынке такси. В ближайшее время его планируется принять.

"Если его примут, то власть сможет ставить условие таксистам относительно качества перевозок, цены проезда, квалификации водителей, а ГАИ сможет контролировать машины с "шашечками", - объясняет Дмитрий Олийнык, председатель транспортной комиссии Киеврады.

"Новые правила нужны, они сделают рынок более прозрачным, а клиента - защищенным. Ведь сейчас в действующих нормативных актах не прописан эффективный контроль качества предоставляемых услуг", - соглашается Василий Попик, председатель Профсоюза таксистов Украины.

Правда, вместе с принятием закона в Украине вырастут и расценки на перевозки. По оценкам таксистов, "минималка" подорожает на 10-15%, стандартный тариф увеличится почти на 40%. Напомним, сейчас средний тариф в Киеве составляет около трех гривен за километр.

По теме: Мариупольский «таксист» изнасиловал пассажирку

Таксист дважды изнасиловал и ограбил девушку

Мужчина изнасиловал женщину прямо в автобусе

 

Автомир Донбасса


Отзывы

Оставьте свой отзыв


© Все права защищены. 2008-2020
Контакты | Реклама на сайте
При использовании материалов ссылка на Автомир Мариуполя обязательна. (Для интернет-изданий — гиперссылка).
????????? - ??????????? ????. ????????? ??????? Orphus