|
Новости
[14-04-2012]
Город-мечта за три года: лекция Энрике Пеньялосы
Когда в 2011 году международный конкурс по концепции благоустройства центра Киева выиграли колумбийские архитекторы, многие крутили пальцем у виска. Как, Колумбия, наркомафия, отсталая страна – и они будут говорить, как нам обустроить площадь перед Лаврой и холмы над Днепром. Мало кто вник, почему выиграли колумбийцы, а ведь причина – в кардинальных изменениях, которые случились в столице страны Боготе за прошлые 15 лет. Их инициатор, мэр города в 1998-2001 годах Энрике Пеньялоса, совершивший революцию по транспорту и благоустройству города, 22 марта 2012 года прибыл в Киев по приглашению городских властей и прочитал публичную лекцию в Доме архитектора. Зал был переполнен, выступление Энрике несколько раз прерывали бурными аплодисментами.
Известный урбанист Ян Гейл говорил: «Хороший город тот, где люди хотят выйти на улицу». Мы должны гулять, но отнюдь не для выживания, а чтобы быть счастливыми. Тротуары 10-метровой ширины очевидно лучше, чем 2-метровые – но это никак невозможно доказать научно. Как, например, какой высоты в этом зале должен быть потолок. Город, доступный для уязвимых категорий граждан, – детей, стариков, инвалидов, – будет приятен для всех. Но города планируют взрослые люди в автомобилях. Широкая магистраль на самом деле – это забор. Мы ограничены, это пространство для автомобилей, но не для людей. Города были продвинутые и до появления автомобилей. Там общались, звучала музыка. Ныне самые успешные города мира те, где мало машин – и это возможно. Это Нью-Йорк, Париж, Лондон. К концу ХХ века мы поняли ошибку прошлых 80 лет автомобилизации – мы дали автомобилям больше возможностей мобильности, чем людям. Тротуар – самый важный элемент демократического города. В рабочее время и богатый, и бедный идут по нему. А в свободное время, когда богатые имеют множество возможностей для развлечений, бедные могут или сидеть дома перед телевизором, или выйти на пешеходное пространство. Для колумбийцев трудно попасть в другие страны, получить визы. В конечном итоге мы получаем разрешение на посещение другой страны, но никак не право. Если мы войдем в чужой дом, в чужую усадьбу – нас могут убить. И единственное пространство, которое мы имеем, – это пешеходная дорожка. Пешеходные улицы, широкие тротуары: половина Бродвея отнята у автомобилей. Разница в развитости городов отнюдь не в метрополитене или скоростных автодорогах. Самое плохое – это подземные дороги для пешеходов. Машины загоняйте под землю! Пропускная способность для машин на скоростной дороге и на проспекте со светофорами почти одинакова при синхронизации светофоров. Живя в городе, мы проводим дома только время сна. Город – это инструмент счастья. В студенческие годы мы жили в Париже. Одна комната на 20 человек, туалет в коридоре – но у нас был Париж, с его парками, музеями, улицами…
Да, велосипеды требуют инфраструктуру. Подчас бытует мнение, что велодорожка – некое излишество. Но 50-километровая велодорожка улучшила качество жизни – на самом деле недорого сделать город для людей, для детей. Ныне в городе построено 400 километров велодорожек (при мне – 250 км.), часть их проложено и на сельских дорогах в пригороды. В Боготе мы сделали центральный проспект пешеходным: 35-километровую зеленую дорогу, соединив богатые и бедные районы. По воскресеньям мы закрываем 120 километров автодорог – ими пользуются только пешеходы и велосипедисты. В городе был проведен референдум, где 64% жителей города решили, что 1-й четверг февраля у нас – день без автомобилей. 99% жителей города в этот день ими не пользуются. Большинство больших парков городов были созданы государством, потом вокруг них формировался город. Мы превратили 10 га гольф-клуба, очень престижного, в общественный парк. Несмотря на сопротивление очень серьезных людей города и страны. Самое сложное – убрать автомобили с тротуаров. Я был врагом народа №1, когда делал это. 80% населения выступало против меня, я даже детей отправил в Канаду тогда. Но когда мой срок закончился – у меня был самый высокий рейтинг за всю историю города. Первые месяцы были протесты, мы пытались донести будущий эффект с помощью рекламных роликов. Люди высокого дохода пострадали от наших реформ, а бедные подчас были настолько бедны, что подстраивались под богатых. К сожалению, когда все против вас – это нерационально. Бедных больше интересовало как выжить. Но люди меняются тогда, когда проживают что-то новое.
В развивающихся странах спрашивают: как уменьшить пробки. В развитых: как снизить использование автомобилей. Уменьшать пробки строительством новых дорог – как подливать масла в огонь. Даже если автомобилей не становится больше, увеличивается количество поездок, их длина. Если вложить деньги только в дороги – будет беда. Мы ограничили движение автомобилей и вложили деньги в прекрасные школы в бедных районах, в библиотеки. Это как храмы – город на самом деле отражает ценности общества. Ныне в библиотеки ходит более 400 тысяч жителей.
Я не против автомобилей – просто мы неправильно их используем. Это прекрасно отправиться на авто за город, в горы и иные прекрасные места и иметь возможность остановиться там, где нам приятно и интересно. Важно, чтобы были арендные автомобили. В центре Лондона ныне нельзя делать парковки у новых домов, только в подвалах, но никак не на поверхности. Нужны высокие налоги на использование машин, а не на их продажу. И развивать возможности общественного транспорта. Налоги на бензин должны идти на его развитие.
Сейчас в Чикаго, самом капиталистическом городе мира, в самом центре города идет настоящая война. Там расположен аэропорт «Мейнсхилл», где садятся частные самолеты. Но мэр добился, чтобы аэропорт сделать парком. Он сказал: «Я проеду бульдозером по вашим самолетам». Кто-то самолеты убрал, остальные принудительно укатили.
Важна не высота зданий – гораздо важнее, что находится в них на первом этаже. Создает ли это здание общественное пространство. А уже второй вопрос, в нем 3 этажа или 60.
С 2000-го года в Париже автодорогу по набережной стали закрывать в определенное время, ныне идет дискуссия, чтобы закрыть ее навсегда. В Дании открыли реку, которая шла по городу в коллекторе. В Сеуле потратили 9 миллиардов долларов, чтобы разрушить подобную дорогу. В Бостоне 24 миллиарда долларов ушло на ликвидацию эстакадной трассы. У нас в Боготе нет реки – мы взяли осушительный канал и сделали его рекой с пешеходной зоной.
В транспорте не все решается деньгами. На самом деле больше денег – больше пробок. Плотность населения в Киеве небольшая, но ныне немало населения стремится перебраться в пригород – значит, город становится некомфортен. Многие хотят выезжать из Киева. Плотность населения можно увеличивать без высоких зданий. А малая плотность населения удорожает транспорт. Вот обычный киевский двор – неприятное место, все заставлено машинами. Как лучше убрать машины с тротуаров в Киеве? Не нужно убирать сразу, достаточно сначала очистить несколько улиц. И не просто убрать машины – а перестроить тротуары, чтобы они были красивы, чтобы все захотели то же самое. Я общался в Киеве с одним важным человеком по поводу выделенных полос для общественного транспорта, так он сказал: «Это нужно закон принимать, Верховная Рада…» Но ведь по закону на тротуарах парковаться нельзя, здесь нужны не решения – а действия. В Киеве, возможно, можно сделать автобусную линию с Троещины в центр города. Сделать выделенную автобусную линию. Также в районе много пространства есть под парковками – их можно сделать парками.
Многие люди думают, что я очень экологичен. Но нет, я просто хотел создать равенство. Бедный человек на велосипеде в Боготе экономит порядка 20% месячного бюджета. Можно очень недорого послужить бедным людям. Почем в Голландии велосипедов больше, чем в Испании, хотя в последней климат лучше? Миллиардер в Голландии готов ездить вместе с бедным на одной велодорожке или в одном автобусе.
Автобус перевозит 80 людей, автомобиль – одного, так значит автобус должен иметь в 80 раз больше прав на дороге. В лучших городах мира используется общественный транспорт. Необходимо ограничивать использование автомобилей. Так или иначе, но пробки останутся – в Лондоне, например, берут плату за въезд в центр города. Но проще всего ограничить парковки. Так, Париж за недавние годы уничтожил 14 тысяч паркомест – и это отнюдь не на тротуарах. Ведь парковки – это не конституционное право. Ни в одной конституции мира вы не найдете права человека на парковку.
Позже ее место занял капитал, инвестиции. Но ныне, в посткапиталистическом обществе, главным источником богатства стали люди, ныне идет конкуренция за людей. В 1960-1970-е годы самые разумные люди Америки отправлялись в небольшие городки США, где располагались офисы главных корпораций. Ныне корпорации идут туда, где хотят жить лучшие люди. Многие думали, что с развалом СССР и крахом коммунизма равенство стало неважным. Но мы ищем равенство уже более 2000 лет, с начала христианства. И кто-то говорит, что равенство уже прошлое. Но какое равенство ныне мы можем дать? Есть конфликт между высшим и низшим средним классом. Мы не можем дать равенство по доходам в условия капитализма – но должны дать другие пути равенства, равенство по пространству. Равенство нужно направить на конкретные проекты. Нужно мечтать и помнить, что люди могут строить новое, мечтать о великом городе, где все будут равны.
Источник: AutoVisio Отзывы Оставьте свой отзыв |
|
© Все права защищены. 2008-2020 Контакты | Реклама на сайте |
|
|
|||