В Украине наблюдается ощутимое сокращение баланса (совокупности производства, импорта и экспорта) и, следовательно, потребления светлых нефтепродуктов (см. Таблица 1). К таким выводам пришли аналитики "Консалтинговой группы "А-95" изучив ресурсное наполнение рынка нефтепродуктов Украины в 2009 году? сообщает Liga.net.
По данным "А-95", наиболее значительное снижение баланса – на 17,46% – продемонстрировало дизельное топливо. "Учитывая, что это основная позиция в промышленном потреблении Украины, такое падение можно считать прямым следствием финансово-экономического кризиса, вызвавшего снижение интенсивности работы промышленных предприятий страны и связанных с ними транспортной и перевалочной инфраструктур (железная дорога, порты и т.д.)", - отмечают эксперты.
В "А-95" констатируют, что кризис повлиял и на потребление топлива в частном секторе. В частности, падение баланса бензина наиболее популярной марки для легкого автотранспорта - А-95 – составило 8,81%. При этом удельное снижение потребления бензина очевидно еще больше, поскольку автопарк страны за истекший год продолжал увеличиваться, хотя и меньшими темпами, нежели в 2008 году.
Таблица 1. Баланс бензина и ДТ в Украине в 2009 г.
|
2009 г.
|
2008 г.
|
2009 к 2008
|
2009 к 2008
|
Бензин, млн т, в т.ч.
|
4,24
|
4,75
|
-0,51
|
-10,76 %
|
А-95*
|
2,47
|
2,71
|
-0,24
|
-8,81 %
|
А-92*
|
1,37
|
1,38
|
-0,15
|
-1,07 %
|
А-76/80
|
0,38
|
0,63
|
-0,25
|
-39,36 %
|
ДТ, млн т
|
4,36
|
5,29
|
-0,92
|
-17,46 %
|
* с учетом выпуска компонентов бензина КБ-92 и КБ-95 на АО "Укртатнафта" в объеме 123,09 тыс. т.
Данные "Консалтинговой группы "А-95"
Кроме того, в следствие кризиса и, в частности, девальвации национальной валюты, которая привела к пропорциональному подорожанию бензина и дизтоплива в 2009 г., изменилась структура потребления автобензинов.
Так, на фоне указанного падения балансов марки А-95 фактически не продемонстрировал спада бензин А-92 (чуть более 1%). Это говорит о том, что потребитель вынужден был переориентироваться с более дорогой марки А-95 на А-92", - говорится в сообщении.
Вместе с тем, наибольшее падение поставок на внутренний рынок показал низкооктановый бензин (А-76/80), которое составило 39,36%. Эксперты это объясняют изменением структуры автопарка, из которого постепенно выбывают "советские" автомобили, использующие этот вид топлива.
Снижение потребления нефтепродуктов обусловило изменение структуры национального баланса нефтепродуктов по источникам поставок. "Падение потребления в основном привело к сокращению импортных партий, тогда как внутреннее производство возросло незначительно. Таким образом, за последний год доля импорта в балансе бензинов снизилась с 42,9% в 2008 г. до 35,82% в 2009 г", - пояснили в "А-95".
По данным компании, доля импортного дизельного топлива в 2009 г. составила 42,76%, тогда как в 2008 г. – 55,7%. На снижение объемов ввозимых нефтепродуктов также оказала влияние нестабильность курса гривны, повысив риски импортных поставок, которые обладают более длинным финансовым и транспортным плечом.
"Украина не стала исключением из общемировых тенденций сокращения потребления нефтепродуктов вследствие снижения платежеспособности промышленных и частных потребителей, – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. – В комплексе с четким следованием внутреннего рынка за мировыми котировками это свидетельствует об ускоренной интеграции Украины в глобальный энергетический рынок".
Автомир Донбасса