|
Новости
[13-06-2014]Закон на дороге: Отменим медосмотры?
Во многих странах такой процедуры, как медосмотр водителей, не существует.
В ходе подгонки отечественного законодательства к европейскому хотелось бы избавиться от данного архаизма, еще в большей степени способствующего коррупции, сообщает Автоцентр
Отечественным автомобилистам, наверное, даже сложно представить, что во многих зарубежных странах медосмотр водителей как таковой отсутствует (см. табл.). Во Франции, например, перед экзаменом на получение прав будущему водителю нужно заполнить декларацию о том, что он не страдает заболеваниями, несовместимыми с вождением. Дополнительные медпроверки не проводятся. Если же впоследствии выяснится, что он указал ложные данные о здоровье, его лишат прав. Указавшего в декларации проблемы со здоровьем осматривает врач и в случае необходимости направляет его на консультацию к узкопрофильному специалисту. В зависимости от серьезности заболевания впоследствии могут выдать права с ограниченным сроком действия (от 6 месяцев до 5 лет).
Если в советские времена медосмотр действительно был серьезной процедурой, на прохождение которой можно было потратить не один день и где к оценке здоровья подходили ответственно, то сегодня это – чисто коррупционная схема, представляющая собой банальную покупку заветной «справки» об отсутствии проблем, мешающих управлять транспортным средством. Причем благодаря такому «рыночному» подходу к решению проблемы с легкой руки недобросовестных медиков-коммерсантов добро на вождение получают даже те люди, которым в действительности ездить за рулем небезопасно.
Если мы сообща хотим построить новую страну, привести ее к современным европейским стандартам и побороть глобальную коррупцию, то надо признать, что медосмотры в нынешнем виде неприемлемы!
Проще и прозрачнее
В ходе подготовки к Общенациональному форуму по вопросам безопасности движения, который пройдет в июне 2014 года (см. «АЦ»’22), украинские эксперты, помимо прочего, также готовят предложения по поводу реформирования медицинской системы в сфере дорожного движения.
В частности, есть идея заменить медосмотры для частников получением компетентного заключения по поводу здоровья водителя у одного врача – семейного (см. мнение). Но оставить их для профессионалов, водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы. А эксперты «Автоцентра» предложили позаимствовать зарубежный опыт и отказаться от медкомиссий для частников, внедрив вместо них персональную ответственность – административную или уголовную за управление авто при наличии болезней, препятствующих безопасному вождению.
Кроме того, соответствующие специалисты готовят изменения еще в одной важной области – проведении наркологических проверок водителей на предмет опьянения. Это достаточно проблемная сфера, и те водители, которым приходилось сталкиваться с проверками на трезвость, хорошо знают, насколько она коррумпирована и как сложно провести альтернативную проверку. Ведь согласно действующему законодательству пройти независимый осмотр можно далеко не во всех больницах, а только в медучреждениях, уполномоченных областными управлениями Минздрава Украины. Узнать список подобных заведений практически нереально, а тем более ночью, когда чаще всего проводятся проверки на опьянение. Усугубляет ситуацию и то, что по закону водитель должен пройти альтернативную проверку в течение 2 часов с момента возникновения прецедента со стражами порядка. На практике это нередко оборачивается необоснованными обвинениями водителей в управлении ТС подшофе и провоцирует возникновение коррупции или незаконное лишения прав. Ввиду этого медицинские специалисты предлагают на официальном уровне провести легализацию и расширение количества медучреждений, способных проводить наркологические осмотры, а также сделать список данных заведений открытым и общедоступным.
Поддержка общества
Какие из идей по реформированию медицинской системы в сфере дорожного движения получат большую поддержку во время проведения Общенационального форума по безопасности движения, мы узнаем уже скоро. Но после этого потребуется получить одобрение у чиновников Минздрава и народных избранников. И здесь нелишним будет голос общественности, который поможет убедить их в том, что данная система, как и большинство отраслей нашей страны, требует неотложного и кардинального реформирования и приведения к мировым стандартам.
Мировая практика медосмотров водителей
|
Страна
|
Великобритания
|
Франция
|
Германия
|
США
|
Япония
|
Россия
|
Украина
|
Медсправка
|
Не требуется
|
Не требуется
|
Нужна справка от офтальмолога
|
Не требуется
|
Не требуется
|
Медсправка нужна. Действует в течение 3 лет (для людей пенсионного возраста и страдающих хроническими заболеваниями – 1 год).
|
Медсправка нужна. Действует в течение 2 лет (для профессионалов – 1 год).
|
Требования к здоровью водителя
|
В обычных случаях права выдаются после проверки зрения. Если у кандидата есть серьезные заболевания, он сам должен сообщить о них, после чего его направляют к медикам для принятия решения.
|
Необходимо заполнить декларацию об отсутствии заболеваний, несовместимых с вождением. При наличии заболеваний – осмотр у врача для принятия решения.
|
В обычных случаях права выдаются после проверки зрения. Если у кандидата есть серьезные заболевания – он сам должен сообщить о них, после чего его направляют к медикам для принятия решения.
|
В разных штатах требования отличаются. На гос. уровне – обязательная проверка зрения при заполнении формы для получения прав.
|
При выдаче прав проверяются зрение (диоптрии и способность различать цвета) и слух.
|
Для получения прав прохождение медкомиссии: хирург, офтальмолог, отоларинголог, невролог и терапевт. Нужны также справки от нарколога и психоневролога.
|
Для получения прав прохождение медкомиссии: хирург, офтальмолог, отоларинголог, невролог и терапевт. Нужны также справки от нарколога и психоневролога.
|
Болезни, при которых нельзя управлять авто
|
В перечень входят сложные формы сердечнососудистых заболеваний, нарушения зрения, алкогольная или наркозависимость, а также психические заболевания.
|
Есть список заболеваний, среди которых: сердечнососудистые, нарушения зрения, расстройства равновесия, зависимости (алкоголизм или наркомания), диабет, эпилепсия и т. д. В одних случаях они недопустимы для вождения, а в других – могут выдать права с ограниченным сроком действия.
|
В списке противопоказаний: потеря зрения, эпилепсия, психические расстройства, сердечнососудистые заболевания и т. д. Но при проверке здоровья вопрос о допуске к вождению решается в индивидуальном порядке.
|
Списка болезней нет. Каждый решает сам (и по совету своего врача), способен ли он управлять авто. Если есть показания, нужно использовать линзы, протезы и пр.
|
Списка болезней нет. Если есть болезни – допуск к вождению рассматривается врачами в индивидуальном порядке.
|
Список заболеваний большой. Права не могут получить алкоголики, наркоманы, люди, имеющие проблемы со зрением (глаукома и катаракта, острота зрения снижена на 7 и более единиц) и сердечнососудистые заболевания (пороки сердца, гипертония и стенокардия), страдающие эпилепсией, психическими расстройствами, полностью глухие, с ампутированной рукой и отсутствием на ней более двух пальцев. При ампутации одной или обеих ног – только езда на авто с ручным управлением.
|
Список заболеваний большой. Категория «В» включает 34 противопоказания. В частности: проблемы со зрением (глаукома и катаракта, острота зрения снижена на 8 и более единиц, дальтонизм и пр.), слухом, сердечнососудистые заболевания (пороки сердца, гипертония, миокардит и пр.), эпилепсия и психические расстройства, одна ампутированная конечность, диабет, алкоголизм и наркомания, язва желудка и др.
|
-
|
Инна Олефиренко Председатель Правления Всеукраинской общественной ассоциации «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения». |
-
В Украине медкомиссии водителей находятся в кризисном состоянии и плохо приспособлены к тому, чтобы в нынешних условиях адекватно реагировать на потребности населения. Украинские общественные эксперты предлагают две концепции реформирования данной системы. Первая – отмена прохождения медкомиссий для частников вообще и повышение персональной ответственности, а именно: внесение изменений в административное и уголовное законодательство. Вторая – замена медкомиссий заключением одного семейного врача. Преимущества очевидны: персонификация ответственности, в том числе и уголовной, беспрерывность наблюдения за состоянием здоровья. Такой подход не только упростит процедуру прохождения медицинских осмотров, но и оптимизирует затраты времени, средств и человеческих ресурсов. Решение задач реформирования медкомиссий предусматривает также изменения в перечне заболеваний и пороков, при наличии которых запрещается управлять транспортом.
Автомир Донбасса
Отзывы
Оставьте свой отзыв
|
|
|